Как стать копирайтером с нуля и с чего начать: пошаговая инструкция (текст)

Можно ли заработать на текстах, когда всем нужны аналитики и разработчики? Разбираемся в вопросе вместе с реальными копирайтерами. Пошаговая инструкция о том, как стать копирайтером с нуля.

Кто такой копирайтер и чем он занимается

Копирайтер создает коммерческие тексты: статьи для блогов, посты в соцсетях, описания для карточек товаров и сценарии для вебинаров. Эту статью тоже написал копирайтер.

Вы встречаете работу коммерческих писателей каждый день. Искали рецепт блинов, а наткнулись на «портянку» текста с историей этой еды, ее месте в культуре и чуть-чуть про сам рецепт? Тут поработал копирайтер-новичок. Есть и другая сторона, например, подборки в Яндекс.Такси. Они краткие и интересно написаны — писал профессионал.

Копирайтеру сложно остаться без работы. Практически каждое действие компании подразумевает создание текстового контента, а его нужно написать. При этом пока не придумали алгоритм, генерирующий качественный текст.

Текст бывает разный, поэтому рано или поздно копирайтер становится профессионалом в определенной нише. Если условно разделять копирайтинг на подвиды, получится такой список:

  • Рерайтер. Переписывает статьи, чтобы они проходили по уникальности. Работает много и дешево.
  • Копирайтер. Основная боевая единица в digital. Готов писать, проводить интервью и править материал до победы.
  • Редактор. Руководит группой авторов, дизайнеров и других специалистов. Задача: выпустить боеспособный информационный продукт.
  • UX-писатель/редактор. Создает тексты для интерфейсов приложений, сайтов, калькуляторов, ботов, push-уведомлений.
  • Медиаменеджер. Руководит целым медиаизданием: от разработки стратегии до защиты бюджета перед руководством.

Сколько зарабатывает копирайтер — экономика на пальцах

Еще 5 лет назад у копирайтинга был ореол цифровых чернорабочих. Якобы они работают за копейки, много и вообще не имеют права голоса: что заказчик сказал, то и делают. Сегодня репутация профессии выровнялась, но биржи с тарифами 150 руб. за текст никуда не делись.

Главный секрет: мало какому заказчику нужен текст как таковой. Большинство стремится к созданию инфопродукта, а его нужно сверстать, красиво подать и доставить до аудитории. Написание материала — не краеугольный камень, а этап конвейера.

Для примера рассмотрим экономику статьи для блога. Вариант условный, но отражает суть создания инфопродукта.

Что обычно закладывается в стоимость статьи в блоге

SEOЧтобы понимать, как «подружить» статью с поисковыми запросами
Написание текстаТруд копирайтера
Графика к материалуОтрисовать таблицы, обложку и другую графику
Вычитка и редактураЧтобы статья отвечала общему тону блога и компании
ВерсткаСтатья должна быть читаема с любого устройства
ДистрибуцияДоставить материал до читателя

Допустим, компания планирует выпускать статью за 10 тыс. руб. Значит, хороший автор может рассчитывать на 3–4 тыс. руб. За таким копирайтером не нужно исправлять ошибки, он уже позаботился о графике и разбил текст на метки для верстки.

В стандартной ситуации начинающий копирайтер получит за работу до тысячи руб. И это нормально, ведь он занимается только текстом.

Кратчайший путь получать в месяц 100 тыс. руб. и больше — повышать ценность как специалиста. Достичь этого можно двумя путями:

  1. Брать на себя больше от клиентского бюджета. Делать инфографику, подбирать иллюстрации, искать экспертов для статьи и т.д.
  2. Делать более важные задачи. Погружаться в задачу клиента, внимательно слушать, предлагать решения и не пропадать.

Естественно, варианты можно сочетать.

Если сравнивать копирайтинг с IT, то на старте заработки находятся в разных вселенных. Копирайтер может научиться новым инструментам, дорасти до редактора или медиаменеджера. Тогда реально зарабатывать 200 тыс. руб. и больше.

Где копирайтеру найти заказы

Коммерческие заказы публикуют на биржах и в тематических сообществах соцсетей и мессенджеров. Начнем с первых.

Биржи

Биржа подойдет, чтобы освоиться с азами и наполнить портфолио. Крупные заказы там публикуют редко. Вот популярные площадки: kwork, text.ru, etxt.ru, advego, copylancer.

Группы и каналы с вакансиями

Теперь сообщества и каналы в телеграме:

  • Ждем резюме — просто хороший канал с достойными вакансиями для авторов. Иногда в офисе.
  • Копирайтер, редактор — удаленная работа для авторов, копирайтеров, редакторов. Канал собирает вакансии с других источников.
  • Дистанция — вакансии для дистанционных сотрудников: как на проект, так и на постоянную работу.
  • VDHL.RU (бывший «Вакансии для хороших людей») — помимо вакансий публикуют советы по трудоустройству.
  • Работа в медиа — для тех, кому интересны вакансии в СМИ и PR-службах.

Где находят заказы практики

Прошла обучение, работала по рекомендациям и наработала постоянных клиентов. 
Ольга Мокшина, медиаменеджер в VK цифровые технологии:

«Раньше я работала журналистом в провинциальных СМИ: платили мало, требовали много, перспектив не было. Думала, что делать, и поняла, что проще всего перейти в коммерческую сферу. Отучилась на курсах копирайтинга и стала искать заказы. 

Первые клиенты появились сразу после учебы — автор курса рекомендовала учеников потенциальным заказчикам. Параллельно я откликалась на вакансии и так постепенно обросла постоянными клиентами. Спустя некоторое время включилось сарафанное радио: заказчики, с которыми работала раньше, стали рекомендовать меня своим знакомым. И меня начали приглашать в проекты, в том числе и для крупных компаний».

Начинал с биржи, помогла «сарафанка».
Денис Дементьев, копирайтер-фрилансер:

«С детства зачитывался книгами и журналами. Как-то сразу пришло осознание, что мир слов — это родственный мне мир. Шесть лет назад отправил свой первый коммерческий текст на проверку.

Начинал свой путь на бирже, с опытом понял, что лучше работать с заказчиками напрямую, а в этом здорово помогает «сарафанка». Клиенты знают, что ты сделаешь работу качественно, и рекомендуют тебя. По поводу роста цен: он прямо пропорционален практике. Чем больше я пишу и чем более трудоемкие задачи выполняю, тем больше денег получаю».

Хотела смыслы, а не просто тексты — пошла учиться и работать копирайтером
Ольга Ильина, штатный копирайтер:

«Мой стаж в копирайтинге меньше года. До этого несколько лет работала контент-менеджером в веб-студии. Заказывала тексты у фрилансеров-копирайтеров и наполняла ими сайты. Почти всегда это были «заглушки», а хотелось больше смысла и пользы. Раз не смогла найти этого у других, пошла учиться сама.

Заказы искала в телеграм-каналах, но успела поработать только с одним заказчиком. После устроилась в офис на полный день и буквально потонула в текстах. Копирайтинг — это не про творчество. Скорее про то, как доносить информацию быстро и понятно».

Как стать хорошим копирайтером

Написать текст не сложно. Сделать так, чтобы он решал конкретную задачу — вот это мастерство. Мы спросили практикующих авторов с разным опытом об основах профессионального роста.

Ольга Мокшина, медиаменеджер в VK цифровые технологии

«Самое главное — научиться мыслить не текстом, а продуктом. Что это значит? Допустим, маркетолог хочет запустить тест для прогрева аудитории. Для решения этой задачи недостаточно просто придумать вопросы и ответы. Нужно решить, где этот тест опубликовать, как сверстать, откуда взять трафик и, самое главное, что этот тест даст бизнесу. Умение видеть проект целиком как раз отличает редактора от копирайтера.

Еще важно развивать soft skills — умение общаться с людьми и работать в команде. Больше всего редакторам платят в корпорациях, но работа там отличается от сотрудничества с малым бизнесом. Один текст согласовывают несколько человек, и у каждого свои замечания и предложения. Важно суметь со всеми договориться и в итоге выпустить контент».

Кристина Каримова, копирайтер-фрилансер

«Я начала заниматься копирайтингом в начале 2018 года в декрете. По профессии я пиарщик, поэтому всегда много работала с текстом. Плюс помогала друзьям с постами, проводила интервью, готовила рекламу и вела сообщество по отделке квартир у мужа.

Однажды ко мне обратился знакомый и попросил написать несколько уникальных текстов для сайта его бизнеса. Так вышло, что город у нас небольшой, и ко мне начали обращаться знакомые знакомых, крупные фирмы, магазины, блогеры, агентства недвижимости. Затем мои контакты разлетелись по их знакомым из других городов. На биржах копирайтинга никогда не размещалась.

Начинающим копирайтерам рекомендую быть в тренде, следить за другими авторами, читать художественную литературу, ценить свой труд, соблюдать сроки и не бояться брать предоплату. А еще ночами спать, а не работать (как я)».

Обучение копирайтингу с нуля

Курсы

На рынке много курсов, которые помогут научиться копирайтингу с нуля. Как правило, они рассчитаны на новичков и тех, кто планирует перейти из другой профессии. Стоимость и продолжительность обучения сильно разнятся. Стоит понимать: копирайтинг — полноценная профессия и освоить ее за неделю вряд ли получится.

Рекомендуем обратить внимание на такие вещи:

  • создание портфолио по итогам обучения;
  • включение в программу основ смежных дисциплин: маркетинга, SEO, верстки и т.д.
  • карьерная консультация после прохождения курса;
  • преподаватели-практики;
  • отзывы об обучении.
Самообразование

Копирайтинг с нуля по книгам — реальный сценарий входа в профессию. Личное наблюдение: примерно 3 из 10 знакомых авторов прочитали «Пиши, сокращай», бесплатно помогли знакомым, сформировали портфолио и нашли коммерческие заказы.

Вот список полезных книг, которые мы читали сами и рекомендуем вам:

Работы Максима Ильяхова. Какой текст по копирайтингу без «Пиши, сокращай»? Это основа, которая поможет сориентироваться в мире коммерческих текстов. После стоит изучить «Ясно, понятно» и «Новые правила деловой переписки». Еще 90% вакансий содержат требование «знание инфостиля», что можно перевести как «читали Ильяхова».

Уильям Зинсер, «Как писать хорошо: классическое руководство по созданию нехудожественных текстов». Монументальная работа, расставляющая четкие границы между коммерческим и художественным текстом. Помогает копирайтерам ценить свой труд и не стесняться просить за него больше.

Николай Кононов, «Автор, ножницы, бумага». Обязательно к прочтению для авторов, работающих с лонгридами и сложными инфопродуктами. После прочтения поймете, почему человеческие истории важны для любого текста.

Ирина Левонтина, «Русский со словарем». Обычно рекомендуют «Слово живое и мертвое» Норы Галь или «Как писать книги» Стивена Кинга, но мы пойдем другим путем. Галь — профессионал, но ее труд пригодится крайне узкой аудитории, а работа Кинга на 90% состоит из описаний детства. Ирина Левонтина покажет, что главное в языке, чтобы тебя понимали правильно. Как вы этого достигаете — вопрос второго порядка.

Ошибки начинающих копирайтеров

Большинство ошибок начинающих авторов появляется из-за 3 «грехов», от которых лучше поскорее избавиться. 

1. Спешка

В копирайтинге реально зарабатывать 120 тыс. руб. и больше, но это будет не сразу. Если нужно 70 тыс. руб. со старта, вероятно, лучше обратить внимание на IT-специальности.

Также стоит откинуть парадигму «если за текст платят смешные деньги, то и стараться не нужно». Когда автор решает брать количеством, появляется безграмотность, пренебрежение к фактам и «вода». Если заказчика провести можно, то самого себя нет. Со временем лень входит в привычку, и копирайтер просто не может выдать адекватное качество материала.

2. Слепое следование ТЗ

Есть 2 подхода к взаимодействию с клиентом: решать задачу или следовать техническому заданию. Фокус вот в чем: техническое задание отражает видение проекта заказчиком. У него в голове сложился образ, и он пытается его передать. Скорее всего, реальные потребности гораздо шире, и нормально, когда исполнитель задает дополнительные вопросы.

Некоторых клиентов раздражает любопытство копирайтера. Таким, как правило, нужен просто «текст-заглушка». Остальные оценят.

3. Излишняя концентрация на инфостиле

За шесть лет инфостиль успел обрасти собственными штампами, о чем писал его главный амбассадор Максим Ильяхов. Сложилась двоякая ситуация. Начинающим авторам инфостиль и сервис Главред помогут избавиться от словесного мусора. Также заказчики требуют соблюдения хотя бы 8 баллов по Главреду. Однако слепое следование ранним работам Ильяхова приводит к сухости языка.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/2172